А нужен ли договор с ЦТО на обслуживание кассы?
Все мы с Вами помним, когда в далеком 2017 году новая редакция 54 ФЗ РФ сняла обязанность заключать договор на обслуживание ККТ. А зачем нужен был договор, помните? Договор был нужен, в основном для того, чтобы специалист ЦТО, ежемесячно проверял, не вскрыты ли пломбы, не модифицирован ли кассовый аппарат, с целью сокрытия части доходов, проведённых через него и так далее.
На деле же, ЦТО прекрасно понимая, что попали между молотом и наковальней (Государство требовало, по сути дела, брать деньги за визуальный осмотр), стали модифицировать сервис. Просто осмотр проводился с ежемесячными профилактическими мероприятиями и постоянным резервом ЗиП.
Но, с 2017 года всё изменилось. ЦТО оказались больше не нужны. Отказ от ЦТО был произведен Государством по той простой причине, что онлайн-касса теперь вполне самодостаточный аппарат, который сам способен доложить о всяких непотребствах, произведенных с собой.
И предприниматели вздохнули свободно, но… не на долго.
Так почему же пользователи ККТ снова, добровольно стали возвращаться на обслуживание?
А всё оказалось очень просто. Онлайн-касса (ККТ нового формата) оказалась куда сложнее своего предшественника, обычной кассы. Не случайно, контрольно-кассовую технику, на начальном этапе реформы, переименовали в программно-технический комплекс (ПТК). Сделано это было не случайно, ведь новая касса это и модуль криптографического шифрования данных (фискальный накопитель) и модуль отправки информации (чеков) онлайн, и своё встроенное программное обеспечение, которое регулярно модифицируется.
Естественно, предприниматели и руководители организаций, основной задачей которых увеличение прибыли компании, не готовы были изучать подобные нюансы использования ККТ. Как следствие, после полу года метаний и выброшенной на ветер круглой суммы денег большая часть ушедших с договора пользователей вернулись обратно на обслуживание. Ведь сумма, потерянная за эти полгода (некорректно введенный в эксплуатацию ФН, проблемы с обновлением внутреннего ПО кассы, не переданные чеки заблокированная касса) в несколько раз превысила сумму годового ТО. А все хорошие предприниматели умеют считать деньги.
Что из себя представляет современное ЦТО?
Последствия реформы и появление онлайн-касс оказались сложностью не только для пользователей, но и для сотрудников ЦТО. Новые требования к специалистам, новые модели кассовых аппаратов, криптографические модули, подключение к сети Internet, нюансы регистрации кассы на сайте ФНС, договоры с ОФД и еще огромная куча нюансов, который как снег на голову обрушились на вчерашних «механиков» ЦТО.
Часть ЦТО, которые как раз-таки любили делать деньги «из воздуха» ушли с рынка. Теперь. Что бы работать с новой техникой просто «протирать кисточкой» печатающую головку уже недостаточно.
Те же организации, которые не поленились и предприняли соответствующие меры, прошли процедуру глубокой модернизации и реорганизации. В первую очередь, это конечно-же тотальное повышение квалификации специалистов. Многие ЦТО заменили половину штата кассовых специалистов. Что бы идти в ногу с требованиями рынка нужно соответствовать этим требованиям.
В итоге, те ЦТО, которые остались на рынке это уже не столько организации, оказывающие услугу по обслуживанию кассы, сколько компании, оказывающие сервис, по подбору, регистрации, ремонту, обслуживанию, наладке, сопровождению и модернизации кассовых аппаратов.
Для сравнения скажу, что старое ЦТО отличается от нового как гужевая повозка от современной иномарки. Но, таких «современных иномарок», соответствующих требованиям качества и сервиса на рынке осталось единицы.
Что может предложить ЦТО в рамках договора на сервисное обслуживание ККТ?
На сегодняшний момент, те ЦТО, которые позиционируют себя как оказывающие полный сервис, могут предложить следующие услуги:
- подбор кассового аппарата с учетом специфики организации Заказчика;
- выпуск электронной подписи для регистрации ККТ на портале ФНС;
- помощь в заключении договора с оператором фискальных данных (ОФД), организацией передающей чеки с онлайн-кассы в ФНС.
- помощь в регистрации кассового аппарата;
- программирование кассового аппарата и заполнение справочника номенклатуры;
- настройка кассового аппарата под нужды Заказчика;
- инструктаж по работе с кассовым аппаратом сотрудников Заказчика;
- установка ККТ на объекте Заказчика с подключением к товаручётным системам;
- организация канала передачи данных в ОФД на объекте Заказчика любым доступным способом;
- перепрошивка кассового аппарата и активация лицензий, с целью приведения кассового аппарата в соответствие с актуальными требованиями Законодательства РФ;
- замена фискального накопителя;
- ремонт кассового аппарата;
- запас ЗиП на складе ЦТО;
- помощь в подборе, установка и настройка приложений для кассовых аппаратов;
- установка, настройка, инструктаж по работе с товароучетным программным обеспечением, которое, зачастую, крайне необходимо для работы с некоторыми видами кассовых аппаратов;
- информирование Заказчика о истечении сроков службы фискального накопителя или договора с ОФД;
- информирование Заказчика о последних изменениях в законодательстве;
То есть если упростить, современный ЦТО должен предоставить комплексный сервис «под ключ». Предприниматель должен зарабатывать деньги, а не вникать в нюансы эксплуатации кассового аппарата.
Но зачем же тогда договор, если в ЦТО можно обратиться разово?
Если мы с Вами посмотрим предыдущий пункт этой статьи, работ по кассовому аппарату достаточно много и далеко не все они видны пользователю.
Ведь если не организовать передачу чеков в ОФД на объекте Заказчика, касса в течении 30 дней заблокируется.
Если «прозевать» срок продления договора с ОФД или замену фискального накопителя – касса заблокируется.
Эти сроки крайне важно контролировать.
Заказчик, заключивший договор на обслуживание кассовой техники, попадает в систему мониторинга ЦТО, которая весьма строго контролирует сроки истечения ФН, договора с ОФД, электронной подписи так далее.
То есть теперь ЦТО, в рамках договора работает больше с «этой стороны экрана», и зачастую эта работе не видна пользователю, но напрямую влияет на стабильность функционирования кассовой техники.
Далее, не маловажным вопросом является наличие в штате ЦТО квалифицированного специалиста. Если Заказчик заключает договор на обслуживание ККТ, то он может быть уверен что работать с ним будет специалист, прошедший обучение по конкретно его модели кассового аппарата.
Наличие ЗиП на складе ЦТО определяется так же наличием договора. В случае поломки кассового аппарата на договоре и без договора, запчасть в первую очередь будет установлена в кассовый аппарат партнера на договоре. Ровно, как и очередность проведения работ – сначала работы по договору, а только после этого разовые заявки.
Так же, согласно договору, ЦТО всегда информирует пользователя ККТ о необходимости обновления прошивки или активации лицензии, для того, чтобы кассовый аппарат соответствовал актуальным требованиям Законодательства. Все мы знаем, как часто меняется формат фискальных документов, добавляются новые реквизиты чеков (тег 1162, буква «М» под маркированным товаров, типы и виды оплаты), а ведь если чек не соответствует актуальным требованиям для пользователя ККТ это оборачивается штрафом. Но, к сожалению, сложности, связанные с эксплуатацией контрольно-кассовой техники, не позволяют пользователю самостоятельно и своевременно зафиксировать эти изменения. Вот здесь и приходит на помощь ЦТО.
А на столько ли страшно отсутствие договора на обслуживание ККТ?
В случае если кассовый аппарат не соответствует актуальным требованиям законодательства (а требования эти регулярно меняются, к сожалению), для пользователя предусмотренна ответственность согласно КоАП РФ. А именно:
«Кассовая техника зарегистрирована ненадлежащим образом, используется неподходящий ФН» - до 3000 рублей для ИП и до 10 000 рублей для организаций.
То есть если при выборе кассового аппарата или фискального накопителя пользователь не смог вникнуть во все нюансы кассовой дисциплины, обернётся это серьезным штрафом. В случае, если при регистрации была допущена критическая ошибка и ФН был безвозвратно испорчен, то к этой сумме прибавляется еще и сумма фискального накопителя, а это, по самым скромным подсчетам, порядка 7000 рублей.
«Нарушен порядок предоставления данных и документации в ФНС» - до 3000 рублей для ИП и до 10 000 рублей для организаций.
Если в чеке не указан обязательный реквизит, не указано ФИО кассира, не указаны данные по тегам 1162, 1227, 1228, или любые другие данные, коих в чеке насчитывается ни один десяток, пользователю ККТ снова придётся познакомиться с ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
«Невыдача кассового чека покупателю» - 2 000 рублей для ИП и 10 000 рублей для организаций.
Как быть, если касса сломалась. А магазин полон народу? Либо прекратить отгрузку товара и оказание услуг, либо сознательно идти на штраф. В первом случае – теряете деньги, во втором – гарантированно подводите себя под штраф. В случае если кассовый аппарат на договоре, вы можете рассчитывать на минимальное время реакции со стороны ЦТО и скорейший ремонт вашей кассы. Минимальное время простоя – минимальная потеря прибыли.
В случае если же договора нет, ситуация ухудшается критически. Кто к Вам приедет, когда, окажется ли он достаточно квалифицированным, чтобы отремонтировать кассу на месте, окажется ли с собой необходимый запас ЗиП?
При наличии договора на ТО кассовой техники, специалист ЦТО. Получая заявку уже точно знает какой у вас кассовый аппарат, как его чинить и, если необходимо, берет с собой ЗиП.
Так что задавай себе вопрос из заголовка раздела «А на столько ли страшно отсутствие договора на обслуживание ККТ?» - садитесь за калькулятор.
На базе нашего ЦТО, была проведена глубокая аналитика по поломкам, выходу из строя и нарушениям в работе кассовой техники с 2017 по декабрь 2019 года. Мы проанализировали, какую сумму тратит пользователь кассовой техники с договором на обслуживание и без него. Получилась следующая картина.
Если гипотетически предположить сумму, в которую может выйти отсутствие договора, то получим следующее:
Для ИП (в год) без договора:
1. Нет обязательного реквизита в чеке (ч.2 ст.14.5 КоАП РФ) – от 1 500 до 3 000 рублей.
2. Вызов мастера по городу – 500 - 800 рублей
3. Перепрошивка кассы с целью добавления реквизита – 1 200 рублей.
4. Вызов мастера по городу – 500 - 800 рублей.
5. Устранение блокировки кассы по причине сбоя в передачи чеков в ОФД – 1 200 рублей.
6. Вызов мастера по городу – 500 - 800 рублей.
7. Замена печатающей головки термопринтера – от 900 до 1 800 рублей.
8. Вызов мастера по городу – 500 - 800 рублей.
9. Ремонт отразчика по причине применения некачественной чековой ленты – от 900 до 1 800 рублей.
10. Потеря прибыли при простое – не поддаётся исчислению.
Итого: от 7 700 до 12 200 рублей в год без учета стоимости запчастей и лицензий.
Для ИП (в год) с договором:
1. Стоимость обслуживания кассовой техники в год – 600*12= 7 200 рублей.
2. Остальные работы проводятся в счет ТО.
Итого: от 7 200 рублей в год без учета стоимости запчастей и лицензий.
Подводим итоги:
Стоимость потери прибыли при простое посчитать практически невозможно, но, тем не менее, время простоя кассы на договоре обслуживания значительно отличается от времени простоя кассы без договора (смотрим пункт «Но зачем же тогда договор, если в ЦТО можно обратиться разово?»). А каждый час простоя — это увеличение стоимости владения всем оборудованием, в том числе и кассовой техникой.
То есть стоимость минимальной затраты на обслуживание ККТ в год с договором и без договора примерно идентичны, но, помимо этих работ, заключившие договор партнеры получают еще и весь спектр сервиса по обслуживанию (смотрим пункт «Что может предложить ЦТО в рамках договора на сервисное обслуживание ККТ?»).
Цифры говорят лучше любых доводов и убеждений, особенно если эти цифры выражены в рублях. По этой причине, приобретая кассовый аппарат, задайте себе эти 3 вопроса:
1. Смогу ли я сам полностью разобраться во всех нюансах применения кассовой техники и регулярно обновлять эту информацию?
2. Смогу ли я быстро починить кассовый аппарат в случае поломки, минимально сократив потери?
3. Справедлива ли поговорка, что скупой платит дважды?
В случае возникновения вопросов по данному материалу, вы можете обратится к нам:
По телефону: 8-800-302-10-24
По электронной почте: office@primaplus.ru
В наших социальных сетях или на сайте.