Журнал учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Что нужно знать о журнале?

Журнал заполняется всеми организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ.

Ранее форма и правила ведения журнала были установлены приказом № 153 от 23 мая 2014 года и № 372 «О форме журнала учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения» (требования вступили в силу 1 декабря 2014 года). Но уже 19 июня 2015 года приказом ФС РАР № 164 была утверждена новая форма журнала – и произошли изменения в порядке заполнения документа (требования вступят в силу 1 января 2016 года).

Порядок заполнения журнала

  1. Журнал заполняется организациями и ИП при продаже крепкого алкоголя, пива и напитков, изготовленных на основе пива, сидра, пуаре, медовухи и спиртосодержащей продукции;
  2. Журнал заполняется строго по месту осуществления деятельности (в магазине, ресторане, кафе и т.д., где была совершена продажа);
  3. Данные вносятся не позднее следующего дня после продажи продукции;
  4. При продаже в розлив продажей считается факт вскрытия тары/упаковки (в том числе многооборотной).

Форма журнала

Ранее в журнале необходимо было учитывать приходную часть из учётной системы, а также операции по перемещению продукции в обособленные подразделения. Теперь в документе учитываются только продажи. Сейчас журнал состоит всего из семи граф:

  1. порядковый номер записи;
  2. дата продажи или вскрытия тары;
  3. информация с ШК PDF-417 (для продукции, подлежащей обязательной маркировке ФСМ/АМ);
  4. наименование в соответствии с сопроводительными документами;
  5. код вида продукции в соответствии с Классификатором видов продукции, утверждённым ФС РАР приказом от 2012 года № 231;
  6. ёмкость тары, продукции;
  7. количество тары, продукции.
Журнал учета
Журнал учета розничной продажи алкогольной продукции

Как вести журнал?

Вести журнал можно двумя способами:

  1. на бумажном носителе;
  2. в электронном виде с использованием программно-технических возможностей единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС)*.

*При работе с ЕГАИС ведение журнала для маркированного алкоголя не требуется! Графа 3 не заполняется в отношении продукции, не подлежащей обязательной маркировке ФСМ/АМ.

Ответственность и риски

Нарушение установленного порядка учёта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечёт наложение административного штрафа*:

  • на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.

*Статья 14.19 Кодекса об административных правонарушениях.

Ведение журнала в автоматическом режиме

Функционал кассовых программ совсем скоро позволит формировать журнал автоматически! Это окажется так же легко, как снять стандартный X- или Z-отчёт. Даже при внезапной проверке вы сможете быстро предоставить правильно оформленный журнал и избежать возникновения претензий со стороны контролирующих органов.

Всё, что необходимо иметь – соответствующее программное обеспечение и 2D-сканер штрихкода.

Ответы на Ваши вопросы:

1. Основная работа с товарами ведется на складе (на ноутбуке). На торговых точках только кассы. Можно ли УТМ поставить на складе один для всех магазинов?

– Нет. Установка УТМ вне торговой точки не допускается. УТМ должен быть установлен по адресу осуществления деятельности, согласно лицензии, на каждое обособленное подразделение предприятия. Для каждого УТМ ЕГАИС необходима отдельная квалифицированная электронная подпись (далее — КЭП) и крипто-ключ JaCarta c RSA-ключом на нём. С их помощью происходит подпись передаваемой на сервер ФС РАР информации и верификация лицензиата.

2. УТМ установлен в магазине на отдельном сервере. Отключили интернет на неопределенное время, например авария на линии. Что делать?

– Иметь возможность временного подключения любого другого интернета. Если кабельный интернет отсутствует, то с помощью специальных технических средств можно настроить сеть магазина на интернет через USB модем с сим картой сотового оператора.

3. Где можно купить крипто-ключ для УТМ?

– Крипто-ключ JaCarta PKI/ГОСТ SE необходим для работы с УТМ. С его помощью формируется усиленная квалифицированная электронная подпись и происходит строгая двухфакторная аутентификация пользователей. Это необходимо для доступа к защищённым информационным ресурсам, безопасного хранения ключей и ключевых контейнеров программных СКЗИ. Приобрести его можно у авторизованных поставщиков, в том числе ФГУП «ЦентрИнформ».

4. Многие говорят, что если не будет интернета, то нельзя продать даже одну бутылку, т.к. данные не подтверждены ЕГАИС и товар не попадает в продажу. А еще говорят, что можно продавать спиртное без интернета, и что буфер транспортного модуля будет накапливать данные у себя, но не более 3 -х дней. И только потом блокирует продажи.

– В реальности ситуация такова. Сканированный ШК попадает в УТМ, в свою очередь УТМ формирует данные для слипа с QR кодом и возвращает его в кассу. Потом данные шифруются и отсылаются в ЕГАИС. Судя по этой схеме буфер УТМ имеет объем для накопления данных. Размер буфера будет еще уточняться.

 

С уважением,

отдел автоматизации ООО “Прима+”

г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 31